Итак, все мы прекрасно помним 10ый класс школьной физики и законы термодинамики:) Помним и хорошо, нет - читаем википедию и понимаем о чем идет речь. Требуется лишь понимание. И помним, что сохранить тепло легче, чем холод. Вот почему нам летом тяжко:) Фактически, для непрерывного охлаждения требуется по меньшей мере три тела:
1. охлаждаемое - воздух в салоне наших боевых тачанок
2. приемник теплоты - окружающая среда, притом весьма раскаленная
3. носитель тепла - в нашем случае хладагент R134a, переносящий теплоту от 1 к 2.
Процесс должен быть цикличен, а хладагент претерпевает ряд изменений. В частности циклы расширения-сжатия. При чем же здесь тепло и холод? При том, что давление p, объем V и температура T связаны между собой согласно уравнению Менделеева-Клапейрона: pV = (m/M)RT, где m - масса, а M - молярная масса газа.
При высоком давлении газы переходят в жидкое состояние, а при последующем изменении давления - снова в газообразное, причем с поглощением тепла, требуемого для расширения. Этот важнейший для кондиционера факт каждый может проверить, взяв одноразовую зажигалку, вывернув клапан и вылив содержимое на руку. Газ испарится, а пальцу будет холодно:) Yes, добились:)
Большинство автомобильных кондиционеров работают по этому принципу, относятся к классу парокомпрессионных и имеют две части - зону низкого давления и зону высокого. В основе таких кондиционеров лежит обратный цикл Карно.
В испарителе (стоит в "печке") происходит испарение хладагента (кипение) при подводе теплоты из салона автомобиля, а в конденсоре при отводе от него тепла в окружающую среду - его конденсация. Обеспечение требуемых температур кипения и конденсации осуществляется за счет механической работы компрессора.
Принципиальных схем кондиционеров по большому счету два:
1. с ресивером-осушителем и ТРВ (термо-регулирующий вентиль). В этих системах зоны высокого и низкого давления разделены компрессором и ТРВ.
2. с аккумулятором и капиллярной трубкой. А здесь раздел зон по компрессору и капиллярной трубке.
К типу 1 относятся кондиционеры Висма-1, Висма-2, кондиционер ВАЗ-2110, кондиционер Приоры производства Panasonic, а к типу 2 - кондиционер Приоры фирмы Halla (ой, не всё благополучно в ВАЗсском королевстве, раз позволяют себе на конвейере держать две принципиально разных системы).
Нас больше всего будут интересовать они, т.к. их компоненты наиболее доступны для создания системы кондиционирования.
Почему мной не рассматривался климат УАЗа? Потому что всё, что я находил по УАЗу - это отдельно устанавливаемый между передними креслами доп. блок, а по готовому решению УАЗа, которое есть, очень мало информации и на запчасти к ним взглянуть не удалось. По размерам классно шел блок Лансера X, но он типа 2, а испаритель Рено для кондиционера 1го типа. Да и места там мало между решеткой радиатора и самим радиатором для аккумулятора, который выполнен вместе с конденсором.
Чем приглянулась Halla от Приоры. Во-первых, тем, что она оказалась лучше Панасоника:) Во-вторых, мотор-редукторы делают у нас, отдельный от печки узел распределения воздушных потоков тоже. Меня лично достало ловить на штатной печке положение заслонки распределения. А здесь электроника:)
Чем плоха Приора? Ну, ВАЗ есть ВАЗ. Есть некоторая несбалансированность в электрике Приоры. Достаточно посмотреть на схему комплектации люкс+. При включении ПТФ, например, скорость вентилятора отопителя снижается
При этом и в Halla, и в Panasonic применяются датчики температуры в салоне и на улице, а так же датчик обмерзания испарителя - при образовании инея компрессор должен отключаться. Равно как и при высоких нагрузках на двигатель (с ЭСУД двигателя). Ещё важно иметь в системе реле давлений, останавливающей систему при превышении порога давления или при падении (разгерметизация системы).
Итак, в чем недостатки висмы-1/2 на мой щизоидный взгляд.
1. Это откровенный колхоз. :rofl: У вас будет лучше.
2. Объем салона 2141 значительно больше, чем у 2108 и 2109. Моторчик восьмерошной печки не справляется с продувкой салона. Москвичевский мощнее будет. И если в пятиместном пикапе его мощности как раз, то нам он не годится.
3. На Висме-2 присутствует рециркуляция, но место её расположения не самое удачное. Во-первых, отток воздуха под центральной консолью торпеды затруднен; во-вторых, воздух, проходящий через каналы рециркуляции не фильтруется. А под торпедой даже самые чистоплюйные из нас не убирают. Подлезть сложно.
4. Уточнение к п.3. Там вообще нет фильтров. Кусок тряпки на Висме-2 ни от чего не защищает. А нужен хороший воздушный фильтр из специальной бумаги и с угольным наполнением. Достаточно большой площади, так чтобы пропускная способность была высокой. Фильтры от штатной 2141 печки не рассматриваем из-за их низких характеристик. Стоимость хорошего угольного фильтра площади примерно 150 х 100-150 мм порядка 200-300 рублей в Экзисте. Ресурс около 10 тысяч км.
5. Из-за отсутствия фильтра испаритель кондиционера загнивает и зацветает. Потому в машинах со старым или плохо обслуживавшимся кондиционером стоит вонь типа запаха плесени и тухлых солдатских портянок сразу. :scare2:
6. Никакой сток конденсата. Во многом за счет горизонтального расположения испарителя.
Потому во всем мире сейчас применяется два типа блоков кондиционеров - моноблочный (Сааб 9000)
и наиболее удачный трехзонный (ГАЗ 31105, Honda Civic, Lanser X) подторпедный (ниже схема принципиальная).
А вот и самый простой вариант организации автоматического управления климатом (правда, громко сказано, т.к. это неоптимальный вариант управления-нет датчика температуры забортного воздуха) как на ВАЗ-2110 с использованием штатного САУКУ.
Дело в том, что на Приоре используются два разных кондиционера. Сначала тайваньский филиал Panasonic разработал климат-систему полностью свою, от а до я сделанную на Тайване. Но на неё посыпались нарекания: блок доп. сопротивления (2700 р.) быстро дохнет, пульт управления тоже у многих подыхал. Что-то там умелые товарищи перепаивали. Я на форуме природоводов почитал. В итоге сейчас на Панасоник сложно найти запчасти, даже фильтр. И у них полностью свои микромоторедукторы управления. Есть отличия и по компрессору, который использует Panasonic и который использует Halla. Абсолютно разные датчики.
Halla пошла иным путем - они кондиционер и пульт управления делают у себя, а АвтоВАЗ выпускает саму печку, микромоторедукторы и т.д. Кроме того у Halla съемный и выполненный отдельно узел распределения воздушных потоков, вроде такой же как и на штатно безкондейной Приоре. Halla зарекомендовала себя гораздо лучше, нежели Panasonic. Но и настроек чуть меньше.
Итак, что предлагается.
1. Берем узел распределения воздушных потоков в сборе 21703-8103008-00 и ставим его на выглядывающий из дырки кузова кусок печки. Штатный выход кастрируем по самый корень. Развестись по воздуховодам конкретных попель/АЗЛК и Хондо-торпед не проблема.
2. Надо знать габариты испарителя с аккумулятором и вентиляторами в сборе 21703-8103008-00, чтобы быть уверенными, что он встанет к нам. (На Renault Laguna стоял кондиционер с ТРВ и ресивером-осушителем). Если нет - искать что-то другое. Именно по этим причинам меня так интересует 120 сильный тазовский движок... Или двигатель Opel C20XE.
3. Далее, берем электросхему Приоры в комплектации "люкс+", изучаем и разбираемся как и куда, а главное откуда идут концы к блоку и датчикам. Честно скажу - у меня пока духу разобраться не хватило...
Нам нужны:
а) блок управления САУКУ 21703-8121020-00 - редкость дикая, но в Тольятти по примерно 3800-4000 руб. (ЭТО ИМЕННО HALLA!)
б) датчик температуры воздуха в салоне 21703-8128050-00 ~ 750 руб.
в) датчик температуры окружающей среды 21703-8121210-00 ~ 450 руб.
г) моторедуктор отопителя 2170- 8127200-10 ~ 500 руб. и моторедуктор рециркуляции 2170-8127300-10 ~ 500 руб.
д) вентилятор отопителя в сборе 21700-8118022-10 ~ 3300 руб. (По информации с сайта приороводов можно ставить ТАЗовский от 2110 за 1200 рублей, но тогда нужно докупить доп. сопротивления для Halla ~ 800-1000 руб.)
Такова электрическая часть этой задумки. Более дешевый вариант - воспроизвести схему 2110 с её САУКУ, но тогда во-первых, у вас не будет такой эффективной работы кондиционера как на Halla из-за отсутствия датчика внешней температуры. Во-вторых, управление распределением потоков будет на тросиках.
Есть вариант использования САУО и моторедукторы от базовой Приоры, тогда пункт "во-вторых" снимается, но не известно как будет справляться САУО с кондиционерным управлением.
О предлагаемой компоновке блока отпишусь в субботу. Завтра буду занят - дел за гланды и найти надо эскизы.