Система зажигания состоит из следующих элементов: катушки зажигания, распределителя, свечей, свечных наконечников, выключателя (замка) зажигания и проводов цепи низкого и высокого напряжений. Электрические схемы присоединения элементов системы зажигания показаны на рис. 74 и 75. Надежность и экономичность работы двигателя в значительной степени зависят от состояния указанных элементов системы зажигания. При проверке системы зажигания на автомобиле надо обратить внимание на состояние контактных соединений в цепях низкого и высокого напряжений, а также на состояние поверхности пластмассовых деталей крышек распределителя и катушки зажигания, корпусов свечных наконечников. Загрязнение указанных поверхностей и их повреждение могут привести к утечке тока цепи высокого напряжения и вызвать перебои в работе двигателя.
Распределитель двигателя мод. 2106. Отличительной особенностью применяемой системы зажигания является использование в распределителе механического прерывателя. Поэтому при техническом обслуживании распределителя согласно периодичности, указанной в сервисной книжке, необходимо выполнить следующие работы.
1. Проверить состояние рабочей поверхности контактов 3 (рис. 76) прерывателя. В случае большого переноса металла с одного контакта на другой зачистить их плоским бархатным надфилем. Ликвидировать полностью углубление на контакте рычажка прерывателя не рекомендуется. Проверить и при необходимости зачистить контакты в крышке распределителя и на бегунке ротора.
Рис. 76. Распределитель (со снятой крышкой) двигателя мод. 2106:
1 - помехоподавляющее сопротивление; 2 - бегунок; 3 - контакты прерывателя;4 - винт;5 - паз; 6 - пружинная защелка; 7 - вывод; 8 - конденсатор; 9 - шкала; 10 - кронштейн; 11 - гайка; 12 - вакуумный корректор; 13 - масленка; 14 - кулачок 2. Протереть чистой, смоченной бензином замшей или тканью, не оставляющей волокон, контакты прерывателя, бегунок ротора, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя.
3. Проверить зазор между контактами прерывателя, который должен быть равен (0,4±0,05) мм. Для этого надо выполнить следующее: вращая коленчатый вал, установить кулачок 14 в такое положение, при котором зазор между контактами прерывателя будет максимальным; проверить щупом зазор. При его несоответствии норме ослабить винт 4 и отверткой, вставленной в специальный паз 5, сдвинуть контактную стойку прерывателя на необходимое расстояние. По окончании регулировки винт 4 затянуть до упора.
Установка момента зажигания для двигателя мод. 2106. Момент зажигания нужно проверять с помощью стробоскопа следующим образом.
1. Соединить зажим "+" стробоскопа с выводом "плюс 1б" катушки зажигания, а зажим массы с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля.
2. Вынуть провод свечи первого цилиндра из крышки распределителя и вставить между проводом и крышкой переходник для подключения стробоскопической лампы.
3. Обозначить мелом, для большей видимости, метку 4 (рис. 77) ВМТ на шкиве коленчатого вала и дублирующие метки 1(рис. 78) и 2 на маховике двигателя.
4. Отсоединить трубку от вакуумного корректора 12 (см. рис. 76) распределителя зажигания и заглушить ее. Пустить двигатель, прогреть его и установить минимальную устойчивую частоту вращения коленчатого вала. Направить мигающий луч света стробоскопа на метку на шкиве или через смотровое окно в картере сцепления на маховик в зону дублирующих меток.
Рис. 77. Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения двигателя мод. 2106: 1 - метка опережения зажигания на 10°; 2 - метка опережения зажигания на 5°; 3 - метка опережения зажигания на 0°; 4 - метка ВМТ на шкиве
5. Если начальный момент зажигания установлен правильно на режиме холостого хода двигателя, то видимая метка 4 (см. рис. 77) на шкиве должна находиться напротив метки 2 на крышке привода механизма газораспределения или видимая дублирующая метка 1 (см. рис. 78) на маховике должна находиться напротив установочной метки 3 на кромке смотрового окна картера сцепления.
Рис. 78. Установочные дублирующие метки на маховике и картере сцепления двигателя мод. 2106: 1 - метка 5° до ВМТ на маховике; 2 - метка 0° до ВМТ на маховике; 3 - установочная метка ВМТ на картере сцепления
Для регулировки момента зажигания остановить двигатель, ослабить гайку 11 (см. рис. 76) кронштейна 10 и повернуть корпус распределителя на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке. Затянуть гайку 11 и еще раз убедиться по стробоскопу в правильности установки момента зажигания.
При отсутствии стробоскопа следует проверить установку момента зажигания следующим образом.
1. Присоединить контрольную лампу (12В) одним концом провода к выводу 7, а другим - к массе.
2. Включить зажигание и медленно поворачивать коленчатый вал - при правильной установке момента зажигания контрольная лампа должна загореться при совмещении метки 4 (см. рис. 77) на шкиве коленчатого вала с меткой 2 на крышке привода механизма газораспределения или метки 1 (см. рис. 78) на маховике с меткой 3 на картере сцепления, а контакт бегунка 2 (см. рис. 76) должен находиться против контакта первого или четвертого цилиндра на крышке распределителя.
3. При не совмещении меток в момент загорания контрольной лампы отрегулировать момент зажигания следующим образом: повернуть коленчатый вал и установить в таком положении, при котором контакт бегунка будет направлен в сторону контакта первого или четвертого цилиндра на крышке распределителя, а метка 4 (см. рис. 77) совпадает с меткой 2 или метка 1 (см. рис. 78) совпадает с меткой 3. При этом поршень первого или четвертого цилиндра не дойдет до ВМТ на 5° при измерении по углу поворота коленчатого вала; ослабить гайку 11 (см. рис. 76) кронштейна 10 и повернуть корпус распределителя зажигания по часовой стрелке до замыкания контактов прерывателя; медленно повернуть корпус распределителя против часовой стрелки до загорания контрольной лапы, при этом слегка прижать бегунок ротора против часовой стрелки, чтобы выбрать зазоры; остановить корпус распределителя точно в момент загорания контрольной лампы (контакты прерывателя находятся в начале фазы размыкания); удерживая корпус распределителя в таком положении, затянуть гайку 11; выключить зажигание, поставить крышку распределителя на корпус и закрепить ее двумя пружинными защелками 6.
Распределитель двигателя мод. 331. Профилактические работы, связанные с техническим обслуживанием деталей распределителя, аналогичны работам, проводимым с распределителем двигателя мод. 2106. Периодичность их выполнения указана в сервисной книжке.
Проверку и регулировку величины УЗСК прерывателя нужно проводить на станции технического обслуживания автомобилей в такой последовательности.
1. Установить распределитель на стенд и при частоте вращения валика, равной (1000±100) мин-', определить УЗСК.
2. При необходимости отрегулировать УЗСК прерывателя, снять крышку распределителя.
3. Ослабить винты 3 (рис. 79) крепления контактной стойки 8.
Рис. 79. Распределитель (со снятыми бегунком и крышкой) двигателя мод. 331:
1 - рычажок прерывателя; 2 - текстолитовая подушка рычажка прерывателя; 3 - винт крепления контактной стойки; 4 - кулачок прерывателя; 5 - вывод провода низкого напряжения; 6 - гайка крепления хвостовика распределителя; 7 - корпус распределителя; 8 - контактная стойка; 9 - паз для регулировки зазора между контактами;10 - подвижная пластина прерывателя; 11 - вакуумный корректор
Рис. 80. Установочные дублирующие метки на маховике и картере сцепления двигателя мод. 331: 1 - установочный выступ ВМТ на картере сцепления; 2 - метка 10° до ВМТ на маховике; 3 - метка 0° до ВМТ на маховике
4. Вставить отвертку в паз 9 для регулировки зазора между контактами и увеличить (или уменьшить) угол, приближая (или удаляя) контактную стойку 8 к (от) контакту на рычажке 1 прерывателя.
5. По окончании регулировки затянуть винты 3. При отсутствии стенда для контроля угла следует проверять и регулировать вместо него зазор между контактами прерывателя. Проверку необходимо проводить на распределителе, установленном на двигателе, в приведенной ниже последовательности.
1. Повернуть валик распределителя так, чтобы зазор между контактами стал наибольшим.
2. Проверить зазор плоским щупом размером (0,45±0,05) мм .и при необходимости отрегулировать зазор в том же порядке, что и УЗСК.
После регулировки зазора обычно нарушается правильность установки момента зажигания, которую необходимо восстановить.
Установка момента зажигания двигателя мод. 331. Начальную установку момента зажигания надо проверять в такой последовательности:
1. Соединить зажим "+" стробоскопа с выводом "плюс Б" катушки зажигания, а зажим массы с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля.
2. Вынуть провод свечи первого цилиндра из крышки распределителя и вставить между проводом и крышкой переходник для подключения стробоскопической лампы.
3. Обозначить мелом, для большей видимости, метку 3 (см. рис. 45) начальной установки момента зажигания на шкиве коленчатого вала и дублирующие метки 2 (рис. 80) и 3 на маховике двигателя.
4. Отсоединить трубку от вакуумного корректора 11 (см. рис. 79) распределителя зажигания и заглушить ее. Пустить двигатель, прогреть его, установить частоту вращения коленчатого вала по тахометру 1200 мин-'.
5. Направить мигающий луч света стробоскопа на метку на шкиве коленчатого вала или через смотровое окно в картере сцепления на маховик в зону дублирующих меток. Если начальный момент зажигания установлен правильно, то видимая метка 3 (см. рис. 45) на шкиве должна находиться напротив установочного прилива 1 на нижней крышке распределительных звездочек или видимая дублирующая метка 2 (см. рис. 80) на маховике должна находиться напротив установочного выступа 1 на картере сцепления, что соответствует начальному углу опережения зажигания 10° до ВМТ при частоте вращения 1200 мин-'.
Для регулировки момента зажигания на указанной частоте вращения коленчатого вала (1200 мин-') надо ослабить гайку 6 (см. рис. 79) крепления хвостовика распределителя и повернуть его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус распределителя следует повернуть по часовой стрелке, а для уменьшения - против часовой стрелки. Затем нужно затянуть гайку 6 и еще раз убедиться по стробоскопу в правильности установки момента зажигания.
Для проверки начальной установки момента зажигания в случае демонтажа распределителя и последующего его монтажа на двигатель необходимо установить коленчатый вал двигателя в положение 10° до ВМТ на такте сжатия в первом цилиндре. Для этого следует вывернуть свечу первого цилиндра и закрыть отверстие для свечи в головке блока цилиндров пробкой из смятой бумаги. Затем надо медленно вращать коленчатый вал двигателя до положения, соответствующего началу такта сжатия в первом цилиндре, определяемого по выталкиванию бумажной пробки, закрывающей отверстие для свечи. Продолжая вращать вал, нужно установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее моменту разряда между электродами свечи (10° до ВМТ). При этом первая метка 3 (см. рис. 45) на шкиве коленчатого вала должна совпасть с установочным приливом 1 на нижней крышке распределительных звездочек или дублирующая метка 2 (см. рис. 80) на маховике должна совпасть с установочным выступом 1 на картере сцепления. Затем надо ввернуть свечу зажигания первого цилиндра на место. Необходимо присоединить контрольную лампу на 12 В к выводу 5 (см. рис. 79) провода низкого напряжения и к неокрашенной части кузова (массе), затем ослабить гайку 6 крепления хвостовика распределителя и повернуть корпус распределителя против часовой стрелки на угол, при котором лампа погаснет. В этом положении необходимо закрепить распределитель гайкой 6. Такая установка начального угла опережения зажигания является предварительной, затем ее следует проверить, используя стробоскоп. Для этого надо выполнить объем работ в соответствии с описанными выше пунктами 1 - 5.
Свечи зажигания. Периодически для очистки от нагара корпуса и юбочки изолятора надо вывернуть свечи из головки блока цилиндров и очистить их жесткой щеткой, смоченной в бензине. Во избежание порчи свечи запрещается снимать острым инструментом нагар с юбочки изолятора.
Следует проверять зазор между электродами свечи круглым проволочным щупом. Зазор должен быть для двигателя мод. 2106 0,5 - 0,6 мм, а для двигателя мод. 331 0,8 - 0,95 мм. Регулировать его можно только подгибанием бокового электрода.
Согласно периодичности технического обслуживания, указанной в сервисной книжке, нужно заменять свечи зажигания новыми. Для надежного пуска двигателя в холодное время года рекомендуется заменять долго работавшие свечи зажигания новыми даже в том случае, если они еще вполне работоспособны (их можно использовать потом в летний период).